В рассказе присутствует много символов, которые не читаются форумом, поэтому для адекватного прочтения рассказа предлагаем ознакомиться с текстовым файлом по ссылке:
https://disk.yandex.ru/i/7VIC39wulphpUA Рассказ №9
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
научно-фантастический рассказ Окончательная причина не влечёт своего следствия реально, но след-ствие становится познаваемо
А. Шопенгауэр - Профессор, Вы действительно считаете, что причинно-следственные связи цикличны?
- Да, я утверждаю именно это.
Я немного помолчал, соображая дальнейший ход интервью и рас-сматривая бородатую физиономию профессора. То, что это в высшей сте-пени необычный человек, сомневаться не приходилось. Достаточно лишь мельком взглянуть на него, чтобы удостовериться в этом.
Во-первых, борода. Это была не острая интеллигентная бородка, не гномий полукруг и не брутальный многоугольник. Нет, это было нечто средневековое, огромное, ворсистое, чёрное с проседью, спускающееся мягким водопадом до живота. В двадцать первом веке такого не носят.
Борода шла не только вниз, но и вверх, закрывая губы, щеки и уши. Лишь большие, немного на выкате, с тёмно-серыми зрачками глаза и огромный слегка горбатый нос останавливали её напор. Естественно, име-лись и разлапистые, грозно-внушительные подвижные брови. Выше бро-вей волосяной покров отсутствовал совершенно. Казалось, волосы исчез-ли, чтобы не мешать глубокомысленным размышлениям, циркулирующим постоянно и мощно под этим высоким отвесным лбом.
Одет профессор был в яркий вязаный свитер и новые костюмные брюки явно в честь данного интервью.
Я сел поудобнее в старом скрипящем кресле и продолжил.
- Итак, давайте разъясним нашим читателям Вашу гипотезу подроб-нее. Насколько я понимаю, основная идея состоит в том, чтобы что цепоч-ка «причина следствие» не является линейной.
- Совершенно верно.
- Далее, Вы предполагаете, что на некотором этапе следствие начи-нает обуславливать далеко отстоящие от него причины.
Брови иронично и одновременно одобрительно качнулись по направлению к носу.
- Правильно.
- Но как это объяснить? Ведь это звучит алогично. Произошедшее явление или событие уже имеют место быть. Если же они влияют на при-чины, их породившие, то произойдёт их изменение, которое, в свою оче-редь, снова изменит причины, и так до бесконечности. Получаем парадокс.
Борода немного поднялась вверх, и профессор шумно вздохнул.
- Молодой человек, Вы знакомы с теорией обратной связи?
- Не совсем.
Брови сочувственно изогнулись.
- Так я и думал.
Профессор басовито кашлянул, прикрывая кулаком ту часть боро-ды, где должны были находиться губы.
- Давайте попробуем разобраться, так как в противном случае ни Вам, ни вашим читателям ничего понятно не будет.
- Отлично, профессор.
- Надо сказать, что теория обратной связи универсальна. Она при-сутствует практически во всех разделах техники, в медицине, социологии, психологии и других науках. Обратная связь может быть отрицательной и положительной. Первая делает системы стабильными, а вторая, наоборот, лишает их стабильности. Это понятно?
- Пока что, да.
Профессор одобрительно кивнул.
- Прекрасно, тогда двинемся дальше. Вначале рассмотрим работу отрицательной обратной связи.
Профессор с лёгкостью, неожиданной для семидесятилетнего полно-го человека, поднялся с кресла и подошёл к небольшой школьной доске, висевшей рядом с огромным коричневым шкафом, взял мел и начертил следующее.
Глаза, нос, брови и борода посмотрели на меня так, что я почувство-вал себя первоклассником, которому объясняют трудный урок.
- Это структурная схема замкнутой системы, то есть системы с об-ратной связью.
Профессор немного помолчал, ожидая пока я осознаю сказанное, и продолжил, громко стукая мелом в нужные места рисунка.
- Величина Х изначально воздействует на систему. В нашем случае Х это исходная причина рассматриваемого явления или события Y. Это по-нятно?
- Да, вполне…
- Параметр А это коэффициент передачи прямого тракта системы, а параметр В коэффициент передачи обратной связи. Схема работает та-ким образом, что …
Профессор принялся записывать формулы, делая это легко, уверен-но и с некоторым азартом.
(1)
(2)
(3)
Я начинал чувствовать, что перестаю понимать объясняемое, но профессор уже не обращал на меня внимание, поскольку явно вошёл во вкус излюбленной теории.
- Подставляя формулу (1) в формулу (3), а затем полученное в фор-мулу (2), имеем…
(4)
- Теперь выразим Y …
(5)
- Как видите, искомое следствие Y зависит от причины Х, а также от параметров А и В.
Профессор замолчал и посмотрел на меня, очевидно, ожидая реак-ции восхищения от результатов выкладок. Но, наверное, моё лицо выра-жало эмоции, связанные с недопониманием, недостаточной компетентно-стью и тому подобным, поэтому профессор громко вздохнул и продол-жил.
- Давайте рассмотрим конкретный пример причинно-следственной связи. В качестве следствия возьмём … Возьмём структурную схему, ко-торую я изобразил на доске. Какова изначальная причина того, что я это сделал?
- Очевидно, моё интервью?
- Верно. Ваше интервью вынудило меня начать объяснение теории, в которой без такой схемы не обойтись. И эта необходимость обусловлена параметром А в схеме. Чем она сильнее, тем больше значение А. Предпо-ложим, что она очень сильна. Тогда, соответственно, значение параметра А будет очень высоким. Это понятно?
- В некотором смысле …
- Превосходно. Давайте, преобразуем выражение (5), разделив чис-литель и знаменатель на А …
(6)
- Согласны с такой записью?
- Гм-м-м …
- Хорошо. Теперь устремим параметр А к бесконечности. В резуль-тате получим …
(7)
- Таким образом, в этом случае, молодой человек, следствие зависит только от причины и параметров обратной связи.
- Вы хотите сказать, что если необходимость следствия под действи-ем причины очень велика, то эта необходимость не влияет на результат?
- Совершенно верно!
И профессор так громко хлопнул по шкафу рукой, что я вздрогнул.
- Профессор, но как же Вы тогда объясняете обратную связь?
- А вот это, молодой человек, и есть самое интересное и важное в моей теории.
Я уверено кивнул, пытаясь перейти из роли бестолкового ученика к роли репортёра.
- Слушайте внимательно и записывайте.
Я выдвинул диктофон несколько вперёд.
- Обратная связь в нашей схеме представлена параметром В. По от-ношению к рассматриваемому примеру, то есть причинно-следственной связи, побудившей меня изобразить структурную схему на доске, пара-метр В означает конкретный вид изображаемой схемы в зависимости от того, что я начал уже изображать. Дело в том, что эту схему можно нари-совать по-разному в соответствии со знаниями и восприимчивостью ауди-тории, то есть в данной ситуации Вас, молодой человек.
Профессор снова немного помолчал, глядя при этом не на меня, а несколько в сторону.
- Обратная связь всегда динамична при изменении значений воздей-ствующей величины Х и влияет на результат Y, внося корректирующее воздействие в зависимости от предыдущих значений Y. Однако, обратите внимание, что в отрицательной обратной связи это корректирующее воз-действие вычитается из входной величины Х, позволяя достичь некоторого неизменного значения Y при неизменном значении Х.
- Вы имеете в виду, что отрицательная обратная связь это стабиль-ность в цепочке «причина следствие»?
Профессор взглянул на меня с некоторым изумлением и энергично закивал, погружая кончик носа в мягкую бороду.
- Совершенно верно!
- Но давайте вернёмся к примеру. Расскажите подробнее, профессор, как повлияла обратная связь на вычерчивание схемы на доске?
- Хорошо. Думаю, всё происходило следующим образом. Вначале я нарисовал «Х», а затем показал стрелку, идущую от него. Уже на этом этапе началось действие отрицательной обратной связи. Дело в том, что между Х и стрелкой можно было поместить блок с некоторым коэффици-ентом, что, однако, усложнило бы объяснение. Как я это понял? Очевидно, у меня в голове очень быстро возник такой вариант схемы с дополнитель-ным блоком. Получаемое выражение для Y по формуле (5) стало бы слож-нее, что затруднило бы дальнейшую цепочку моих рассуждений. Таким образом, первое следствие Y воздействовало на меня через обратную связь, заставив меня отказаться от дополнительного блока между Х и по-следующей стрелкой. Всё сказанное справедливо и для остальных элемен-тов схемы. Так, например, если бы передо мной сидел не молодой репор-тёр, а коллега по работе, я бы изобразил коэффициенты А и В не как кон-станты, а как динамически изменяющиеся величины, воспользовавшись, скажем, операторным преобразованием Лапласа.
- Да, тогда бы я точно не понял ни слова.
- Конечно. Вот вам и обратная связь!
- А положительная обратная связь, как она работает?
- При объяснении положительной обратной связи в структурной схеме нужно сделать только одно изменение.
Профессор дорисовал символ «-» в кружке на схеме, заменяя его на «+».
- Далее, соответственно, в знаменателе формулы (5) «+» нужно за-менить на «-».
Что профессор и проделал, используя в качестве тряпки свою боро-ду. Последнее почему-то не вызвало у меня удивления.
(8)
- Из этой формулы понятно, что если больше единицы, то зна-чение Y станет отрицательным. Если же равно единице, то Y устре-мится к бесконечности. В обоих случаях по отношению к причинно-следственным связям значение Y, то есть следствия, будет кардинально от-личаться от значения Х, то есть причины.
- Приведите пример такой ситуации, пожалуйста.
- Хорошо. Самый наглядный пример положительной обратной свя-зи в событиях это несчастные случаи.
- Несчастные случаи?
- Да. Предположим, человек идёт по краю оживлённого шоссе, а сзади на большой скорости приближается автомобиль. Основная причина развития событий, скажем, это звонок телефона, отвлекший водителя, и, как следствие, быстрое приближение автомобиля к пешеходу. Пока рас-стояние до пешехода безопасно, о влиянии положительной обратной связи говорить не приходится. Но как только автомобиль приблизится на опас-ное расстояние, пешеход попытается резко отскочить в сторону под дей-ствием отрицательной обратной связи. Однако, если скорость автомобиля слишком высока, расстояние между ним и пешеходом будет быстро со-кращаться. При этом отрицательная обратная связь превратится в поло-жительную, и автомобиль ударит пешехода, что соответствует смене знака в формуле (8).
Профессор сел обратно в кресло, ожидая моих вопросов. Я собрался с мыслями и спросил, стараясь смотреть ему в глаза, а не на бороду:
- Ну хорошо, а какова общественная значимость Вашей теории?
- А-а, это, я думаю, очевидно …
Однако я успел заметить, что профессора несколько смутил мой во-прос.
- Во-первых, моя теория объясняет суеверия.
- Вы хотите сказать, что Ваша теория доказывает ошибочность суе-верий?
- Нет, молодой человек, не ошибочность, а истинность.
- Истинность?
- Да. Согласитесь, что большинство суеверий основано на так назы-ваемых приметах. Вам перешла дорогу чёрная кошка, или вы рассыпали соль. В подобных ситуациях многие люди предполагают в будущем нега-тивные следствия, которые действительно случаются через некоторый от-резок времени после обнаруженной приметы.
- Но профессор, причём же здесь обратная связь?
- Приметы это результат влияния обратной связи. Предположим, что на шкале времени уже известны и причина, и следствие. При наличии обратной связи следствие воздействует на причину в виде различных кор-релирующих с ней событий. Такие события накапливались в памяти чело-вечества и воплотились в приметы.
- А может быть, наоборот, увидев чёрную кошку, мы предполагаем негативные события, и они происходят с нами под действием самовнуше-ния?
- И это не противоречит моей теории.
В комнате воцарилась тишина. Я отчётливо услышал тиканье настенных часов, которое, казалось, исходило из недр шкафа.
- Профессор, а кроме суеверий, что ещё?
- Просмотр событий будущего.
- Каким образом?
- Посмотрите внимательно на структурную схему, а именно на па-раметр . Он находится между X и Y. Так вот, я утверждаю, что представляет собой промежуточное следствие, возникающее через не-большой интервал времени после наступления события X. Этот интервал должен быть очень коротким, но таким, чтобы мы заметили и восприняли событие . Думаю, что речь идёт о единицах, максимум о десятках се-кунд. Для наступления окончательного следствия Y требуется больше вре-мени. Это могут быть часы, дни или даже месяцы.
Профессор медленно провёл по бороде рукой и, убедившись, что я внимательно слушаю, поднялся с кресла и снова подошёл к доске.
- Давайте подставим формулу (1) в формулу (3). Тогда получим…
И профессор записал очень мелкими символами в оставшемся сво-бодном уголке доски:
. (9)
- Посмотрите, если мы зафиксируем событие Х, а затем через корот-кий интервал времени событие , то в формуле (9) останутся только два неизвестных: Y и В. При наличии сведений о параметре В мы можем вы-числить Y, выразив его…
И профессор стёр последнюю формулу бородой, записав новую:
. (10)
- Но профессор, Вы говорите о значениях параметров и событиях. Как то, что произошло, можно записать математически?
- Отличный вопрос, молодой человек. Необходим алгоритм для ко-дирования событий в числа.
- А такого алгоритма ещё нет? - К сожалению, пока нет. Это предмет моих нынешних разработок.
- И далеко Вы продвинулись?
- Порядочно. Пока не буду рассказывать подробности, но основная идея состоит в использовании кодирования наподобие молекулы ДНК.
- Ладно, профессор, предположим, Вы разработаете этот алгоритм. Тогда с его помощью можно будет предсказывать будущее?
- Предсказывать события с некоторой вероятностью на основе фор-мулы (10).
- А как же значения параметра В?
Профессор посмотрел на меня с некоторым раздражением, как будто бы я затронул слабое место в его теории.
- Неплохо, неплохо, молодой человек… Да, действительно, в полу-чении значения параметра В приходится столкнуться с определёнными трудностями. Это, кстати, также является направлением моих текущих ис-следований. На данный момент я считаю, что самый надёжный способ по-лучения значений параметра В заключается в накоплении базы знаний о явлениях родственных категорий. Например, результаты спортивных со-стязаний. Предположим, что событие Х представляет собой факт того, что в рассматриваемой шахматной партии первыми сделали ход белые. Тогда событие это конкретный ход. Событие Y будем рассматривать как результат партии. Переведя все события в числа, можно получить значе-ния параметра В на основе формулы (10) …
И снова в ход пошла борода.
. (11)
- Изучив большое количество партий, можно вывести математиче-ское ожидание параметра В, а затем использовать его для предсказания результатов следующих партий уже по формуле (10).
- И в чём же смысл?
- Никакого смысла. Это только простейший пример. Более сложный вариант это, например, температура воздуха параметр, зависящий от огромного количества факторов. Но, накопив за несколько десятилетий базу знаний для получения значений параметра В, можно существенно по-высить вероятность прогнозов погоды, в том числе и долгосрочных.
Профессор вздохнул, и вдруг его глаза широко открылись, а брови поднялись чуть не на вершину лба. Двигаясь как-то скованно и неесте-ственно, он подошёл к шкафу, открыл дверцы, вошёл внутрь, и закрыл их за собой. В шкафу раздался грохот, дверцы внезапно распахнулись, и я увидел, что шкаф совершенно пуст.
Я не помню, как я оказался на улице, но всю дорогу до редакции ме-ня преследовала мысль: «положительная обратная связь в действии».